Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества
Стенограмма выступления:Уважаемые друзья!Говоря о модернизации российской экономики, надо, наверное, утверждать шире – о модернизацию общества. Поскольку только действенные общественные
Стенограмма выступления:
Уважаемые друзья!
Говоря о модернизации российской экономики, надо, наверное, утверждать шире – о модернизацию общества. Поскольку только действенные общественные институты способны обеспечить стабильность и необходимые условия для работы. Только они создадут в экономике обязательный величина доверия и инвестиций. Инвестиции следуют зa доверием, они позволят модернизировать российскую экономику.
Буду выражать довольно тезисно. Попытаюсь связать уроки кризиса с тем, что нам нуждаться сделать. сей затруднение был особый, затруднение глобальной экономики. Мы впервые проходим кризис, Кагда настолько глубоко и по крайне многим факторам связана обстановка в разнообразных странах. Мы все оказались больше чем когда-либо раньше увязаны одними рынками, взаимными потоками капитала, взаимными связями в общей торговле. Наиболее чувствительным оказалось упадок экспорта, например, для таких стран как Германия, Япония. Россия — в том числе. необыкновенно серьезным последствием кризиса стали перетоки капиталов. Россия оказалась одной из тех стран, которые их максимально прочувствовала на себе. Мы имели до кризисом 80 млрд долл приток капитала зa 1 год. А в момент кризиса в 2008 году – отток на 130 млрд долл. Всю нашу финансовую систему опрокинул в 1998 году отток 10 млрд долл, а в 2008 году мы смогли «переварить» отток 130 млрд долл и противостоять шоку.
Какова обстановка ныне Мы имеем глобальные дисбалансы и их надо уменьшать, предотвращать, профилактировать. Эти дисбалансы проявляются в разнообразных формах. что бы после не терпеть шоки от их устранения болезненно и долго, должно координировать усилий многих государств по предотвращению возможных новых кризисов. если каждая владение начнет себя беречь индивидуально в виде введения ограничений на потоки капитала, мы получим урезка инвестиций в глобальной экономике и затормозим поголовный мировой рост. если мы начнем принимать участие себя импортными пошлинами в момент кризиса товарных рынков, а это имело поле недавно, как развитые, да и развивающиеся страны, как США, да и Россия оказывали услуга своим промышленным секторам, пытались перевести требование на свои товары, то мы усилим затруднение других государствах, которые рассчитывают на наши рынки. Таким образом, в промежуток кризиса одной из самых серьезных угроз было введение масштабных протекционистских мер. Все страны доброжелатель друга уговаривали не водворять их. Потому что это просто по нарастающей создавало новые кризисные ситуации. Эти иллюстрации привожу для того, что бы показать, что мы должны создать глобальные институты регулирования.
Какие проблемы, на выше- взгляд, будут делать максимальное давление на мировую экономику в ближайшие годы? Китай. Насколько квазирыночная экономика Китая со стимулированием своего спроса зa счет преимуществ квазигосударственных инвестиций и квазигосударственных ресурсов сумеет побеждать мой рост, не создать пузырей, которые уже создаются, не создать сотни миллиардов долларов неэффективных инвестиций, которые уже случились? Не довольно ли Китай новым источником рисков для мировой экономики? Насколько я вижу, китайское руководство осознает это, предпринимает меры, пытается снизить риск пузырей на своих рынках, снизить величина неэффективных инвестиций, соглашаться на снижение темпов экономического роста. В ближайшие годы ставит мета снизить темпы роста до 8%. А в конце текущего десятилетия — до 6%. при этом существенно повысив эффективность инвестиций.
На втором месте — обстановка в Соединенных Штатах с точки зрения внутреннего дефицита, какой не укладывается в график снижения, обещанный американской администрацией. как непременно с политикой количественного расширения денег, поддерживающих американскую экономику, Но в то же время создающих лишек ликвидности на мировых рынках и приток спекулятивных средств на рынках развивающихся стран? В России мы безотлагательно наблюдаем отток капитала, Но уже в этом году можем получить приток. Только спекулятивного капитала. Капитала краткосрочного, связанного с высокими ценами на нефть и укреплением рубля. да что мы сможем утверждать о притоке, Но не тово качества, которого нам хотелось бы, не означающего, что около нас улучшился инвестиционный климат, о котором невыносимо четко сказал глава РФ в своем выступлении недавно.
Возвращаясь к ключевым проблемам, назвал бы и риски долгового рынка в Европе, генерированные близко стран. С точки зрения рисков государственных ценных бумаг кризис покамест остается. случайно Евросоюз пошел на существенные меры по увеличению своего стабилизационного фонда. А в мировом масштабе ныне окончательно очевидно, что усилий МВФ как организации, которая должна содействовать государствам в условиях таких кризисов платежного баланса, внешних или же долговых шоков, безотлагательно уже не достаточно. Даже с учетом мер «Двадцатки» по увеличению до 600 млрд долл специального фонда, да называемого «нового соглашения о заимствовании», в котором и Россия участвует в размере минимум 15 млрд долл. Даже этого немедленно недостаточно. Евросоюз создал мой стабилизационный фонд, в котором МВФ имеет свое участие. Но и этого на определенный момент может быть недостаточно.
Есть высокие цены на нефть, которые могут притормозить барыш мировой экономики, вкушать другие элементы кризиса. Мы должны понимать, что дружба снова «переваривает» дисбалансы, они, в основном, не устранены. Мы видим это в разнообразных странах на разнообразных примерах, да что нам обязательно нужно делать международные регуляторы. В начале февраля встречались министры финансов «Большой двадцатки» и договорились о расширении перечня показателей, по которому будут анализироваться экономики стран. Раньше, допустим, USA не считали приемлемым для себя, что бы их международный институт оценивал, давал правдивую прямую оценку состояния экономики и рекомендации. теперь мы об этом договорились. И Китай теперь готов, что бы организации, созданные на межправительственной основе, оценивали его экономику и ее дисбалансы, давали рекомендации. Это огромный шаг, мы договорились о прозрачности и о рекомендациях, которые будем давать. Мы этого протяжно добивались.
Среди показателей, которые являются индикаторами состояния экономики, наиболее сложно было получить единодушие на введение такого, что бы в случае превышения сальдо текущего счета платежного баланса больше чем на 4% ВВП, территория должна сообразно утверждать свою валюту. А в случае отрицательного сальдо текущего счета — дозволено лишать сил курс. Получение существенного положительного сальдо бес проведения гибкой валютной политики будит создавать, на воззрение экспертов, искусственное важность зa счет курсов. На такие меры было сложнее только предполагать Китаю. Но Китай теперь согласился с этим индикатором и пьяный в этом ключе работать. Другие индикаторы, добавившиеся в момент дискуссии в феврале: торговое сальдо и баланс бюджета, госдолг и недоимка частного сектора. Это индикаторы, которые стали ключевыми для анализа экономик товарищ друга. Мы договорились о механизме перекрестного анализа, которому будит подвергнута и Россия.
На прошлой неделе я был в городе Нанкине в Китае. Там правитель Франции открывал семинар высокого уровня по обсуждению вопросов новой архитектуры мировой финансовой системы. В целом позиции паки расходятся. удовлетворяться ли достижением последних двух годов — прозрачностью, рекомендациями, на которые днесь все согласны? либо мы готовы начинать дальше? водворять элементы санкций зa невыполнение. теперь это к тому же не совершенно надежно работает даже рамках Маастрихтского соглашения. Европейцы решили существенно усилить контроль и ввести ограничения и санкции, что бы не делать новых ситуаций как в Греции или же Ирландии. будит ли новомодный Маастрихт создаваться в более глобальном масштабе? Не все страны готовы теперь поделиться частью своего суверенитета, готовы подчиняться, идти финансовую и экономическую порука зa следование этим индикаторам. Будем ли мы распространять полномочия МВФ, даровать ему заслуженный мандат, дополнять МВФ другими международными организациями для выполнения этой роли, какие это будут санкции? На сей счет мы покамест не договорились, не готовы покамест ведущие страны, предварительно только США, подчиняться такому регулированию международных наднациональных структур. Это то, что называют «мировым правительством», до этого вдобавок далеко. Но ход медленно, небольшими шажками соглашаться в этом направлении.
В Нанкине да обсуждалось, будит ли сделка валютная система мультивалютной. будит ли страсть резервных валют либо мы должны сконцентрироваться около многих Решения покамест нет. Французы, председательствующие в «Большой двадцатке», выдвигают идею расширения влияния СДР. Но я полагаю, что СДР не может составлять мировой валютой. СДР вообще-то — условная единица, которая как бы эмитируется МВФ. А дальше должна быть любая государство с конвертируемой валютой, которая на время выкупит эти права и, тем самым, предоставит реальную обращающуюся на рынке и используемую в торговле валюту для того, что бы другие государства воспользовались ею. Но это как бы некие права заимствования, и я сомневаюсь, что эта необеспеченная активами соответствующей экономики, не котируемая на свободном рынке вещество может вырасти в другую валюту. покамест не вижу факторов, которые позволили бы это сделать. Мы можем утверждать об СДР как о некоем добавчоном механизме резервов в промежуток кризиса. Это некая страховка, которая должна фигурировать сбалансирована, а страны должны владеть мочь вознаграждать ее в нужный момент для предоставления экономике уже реальных денег. Считаю, что покамест мы будем населять в мире доллара, евро, йены.
Сегодня Китай рассматривает мочь ускорения перехода к конвертируемости своей валюты. Это означает, что Китай опричь снятия ограничений на валютные операции обязан ввести свободное ход капитала. А Китай покамест к этому не соглашаться в полной мере. Дальнейшая либерализации китайской экономики, расширение рыночных институтов, свободное ход капитала — то есть эти элементы создадут конвертируемость юаня. Это не делается в ход 1-2 лет, это потребует гораздо большего времени. Раньше я говорил о приблизительно 10 годах. Но если это будит становиться последовательно, то, возможно, хватит и 5-7 лет.
В Нанкине французы предложили включить юань в сумма валют , из которых состоит корзина СДР. Это, конечно, не меняет роли юаня в мировой экономике, Но для валюты, включаемой в СДР существует приглашение присутствовать конвертируемой. А юань покамест неконвертируемый. Николя Саркози в Нанкине предложил идею 2-3 года, зa которые Китай пройдет мой конец к конвертируемости. Это безупречный сигнал, знак о том, что Китай пьяный качаться в этом направлении. Я своем выступлении на семинаре в Нанкине предложил идею определить некоторый переходный промежуток для такого движения, Но он обязан непомерно понятный, адски четкий. Это не может содержаться аванс бес несказанно понятных обязательств. И в виде исключения, в связи с тем, что китайская экономика большая и все хотят теперь стимулировать Китай к ее дальнейшему развитию, к гибкости курса, то, наверное, как исключение, на сей переходный промежуток Китай тожественный может войти в корзину валют СДР. Но, повторяю, покамест это дилемма нерешенный.
Мы да же обсуждали занятие рубля в этой корзине, мочь вхождения рубля в корзину. В отношении рубля такая же на глазомер процедура, к нам и предъявляется клич конвертируемости. И рубль стал конвертируемым 1 июля 2006 года. Но около нас глотать другие недостатки. глотать доминирующий основательный показатель, какой отличает нашу экономику и отличает покрой нашей экономики от многих других — высокая инфляция. Даже во многих странах третьего мира инфляция ниже. Развитые государства, как правило, имеют в своей экономической политике таргетирование инфляции. Мы паки мало нацелили нашу экономику на низкую инфляцию. кроме подчеркну, низкая инфляция — это не только справедливое ценообразование, это справедливое порядок усилий и жалованье зa свои усилия. Инфляция все это съедает. Съедает цена активов, достоинство зарплат. Это как бы квазиналог, это несправедливое перераспределение ВВП посреди отраслями. Инфляция мешает справедливому перераспределению ВВП, меняет стимулы, меняет ориентиры. В этой сфере мы играем не в первой лиге, я бы даже сказал, не во другой с такой инфляцией. около нас глотать бесчетное количество других проблем , которые нам приходится решать. Одна из основных причин инфляции — наша рабство от нефти, неспособность справиться, преимущественно в заключительный годы с напором нефтедолларов. около нас число денег в обращении растет не в связи с потребностями экономики, а в связи с приходом дополнительной порции нефтедолларов, которые от нас не зависят. Наша загадка — мочь с этими ресурсами, создать институты, которые четко бы их ограничивали, обеспечивали предсказуемость на нашем рынке для всех инвесторов.
Таким институтом в свое время стал Стабилизационный фонд, Резервный фонд. Он создавался по правилам. Были четкие правила что из налогов от нефти и газа будит зарезервировано, а что пойдет на расходы. Это закон не заработало в полной мере, Но оно создавало четкий ориентир на ближайшие годы для всех инвесторов, работающих на наших рынках. безотлагательно на промежуток кризиса мы остановили операция этого правила. Скажу банальность. Наша неволя от нефти преодолевается, в первую очередь, применением опять правила использования нефтегазовых ресурсов чрез частичное их сбережение. И соответствующее постановление должно вводиться законом. вкушать примеры успешных стран, которые ввели это постановление и получили беспокойный рост. Норвегия, где ни 1 нефтедоллар не будит использоваться внутри страны. Норвегия, нефтяная страна, не использует общий доходы от нефти в расходах своего бюджета. Не использует ни одного доллара от нефти. Она накапливает фонд, что превысил 100% ВВП. Размещает его на мировых рынках и живет на проценты от этого размещения. Чили, самая успешная латиноамериканская страна, около которой в конституции записано, как пользоваться доходы от добычи в этом случае меди. Для нашей страны, нашей зависимости нуждаться делать законодательный уловка регулирования использования доходов от нефти. Для нас это обязательно. если мы в этом году все же восстановим это правило, пусть в модифицированном виде, то создадим базовую, фундаментальную предпосылку для дальнейшего снижения нашей зависимости.
Назову не мало факторов, которые, на выше- взгляд, позволили бы нам подойти к созданию условий для частных инвестиций, их существенного увеличения на базе развития рыночных институтов. На первое площадь поставил бы в экономической политике инфляцию. Это нас отличает принципиально от всех стран, которые имеют победа в модернизации. Второе, изделие правил для использования нефтегазовых доходов. Далее, долгосрочная финансовая устойчивость как рынков, да и бюджетной системы. Кагда мы задумаемся, правильно ли используем ресурсы, то нижеследующий элемент – институт эффективности бюджетных расходов. Мы утвердили программу повышения бюджетной эффективности. Её, признаюсь, крайне трудно внедрять. Это не просто изучение того, зa что мы должны устраивать километр дороги. Бюджетная эффективность начинается с правильного определения приоритетов и правильного ведения стратегического планирования. Какие задачи мы ставим и как распределяем на них ресурсы. кроме прохождение всех необходимых экспертных процедур, в том числе общественных, по выявлению конкретных целей и механизмов их достижения. Мы почасту принимаем решения быстро, спонтанно. Нам кажется, что немедленно дадим денег и вопрос будит решена. Думаю, мы не создали до конца устройство выявления целей бюджетной политики и адекватных механизмов их достижения. Нам придется решить, где должно, а где не должно заниматься государство, не финансировать либо не субсидировать какие-то конкурентные отрасли. А где наоборот, дозволять свои услуги в виде строительства дорог либо видоизмененный необходимой инфраструктуры, необходимой для бизнеса. около нас эта предел до конца четко не проведена. Мы — сторона с чрезвычайно большими государственными субсидиями в экономику целого ряда отраслей. если мы начнем этим заниматься, то поймем структуру, которую обязан пользоваться бюджет. То теснить планировать среди различными задачами В любое время ограниченные ресурсы.
Мы должны будем определить структуру и определить до конца задачи пенсионной системы, обманывать пенсионную реформу. Мы только что проводили, казалось бы, эту реформу. Были повышены пенсии, не мало модернизировано мысль базовой пенсии, страховой, трудовой. Была проведена модернизация, повышены ставки налогов, точнее, мыт превратился в страховые сборы, был передан толпа этих средств от налоговой системы пенсионному фонду. около нас даже внутри Правительства полномочия по ведению страховых сборов переданы от Министерства финансов Министерству здравоохранения и социального развития. Было много, казалось бы, сделано. Но, пожалуй, не было сделано важнейшего. Не была создана бюджетная сбалансированность пенсионной системы, являющаяся гарантией сохранения достойной пенсии и ее увеличения. приговор принималось довольно ответственно, увеличивались обязательства, увеличивались страховые взносы. Сейчас, после некоторое время, пенсионные обязательства оставлены прежними. Их не мешает индексировать темпами выше инфляции по действующему закону. А страховые взносы предложено снизить, модернизируя саму ставку и шкалу регрессии, с которой уплачиваются эти взносы. В целом поддерживаю это решение. правитель РФ предложил идею в своем выступлении снизить ставку зa счет увеличения шкалы. До какой величины, где будит эта шкала? если мы сделаем ее миллион, а меньше миллиона не думаю, что это будит обладать смысл, то такая модернизация перекроет, по крайней мере, большую рацион выпадающих доходов. Это просто урезка налогового бремени, перемещение на те предприятия, где более высокие заработанные платы. Но это, безусловно, справедливо. Это нефтегазовый сектор, финансовый сектор, приблизительно 20% зарплат в транспорте, 20% в переработке и в торговле будто одинаковый 20% — случайные совпадения цифр – которые выходят зa имевшуюся шкалу 463 тыс руб. Наверное это разумно, Но это не снижение бремени в целом для экономики, это снижение для одних предприятий и повышение для других, мы должны это понимать. Кагда мы проведем эту модернизацию, не скажу, что мы остановимся на цифре миллион. Это зависит от комплексного предложения, может это будит 1,5 миллиона либо выше. Сюда попадает большая прием заработных плат.
Кстати, «Деловая Россия» предлагала модернизировать эту ставку в своих письма в Правительство, снижая ставку страховых взносов, действительно отменяя вместе регрессию. То есть, вводя постоянную шкалу для всех заработанных плат. Знаю, что даже в «Деловой России» не все поддерживали это предложение. Не все находятся в этой зоне налогообложения. На кого-то увеличится нагрузка. Но даже эти меры не перекроют выпадающие объемы, если ставку убавлять будто до той, которая была до введения. Это означает, что мы просто увеличим недостаток пенсионной системы.
Несбалансированность пенсионной системы предложено заменять зa счет сокращения других расходов. о ту пору повышение дефицита пенсионной системы будит оплачиваться зa счет сокращения исполнения других бюджетных задач. глава РФ и предлагает жаловать эффективность бюджетных расходов, снизив на 15% достоинство контрактов, сохраняя при этом естественный величина и характер продукции. В заправский момент ключевым инструментом, что позволяет это делать, является 94-й ФЗ. Но покамест мы не доработаем сей закон, покамест его не введем, служащий не сможет реально чрез эти инструменты улучшить эффективность тендеров, снизить чекан и цену. покамест эта обычай не заработает, около нас в общем-то нет довольно административных рычагов, что бы приходить и предложить просто снизить цену на товар, враз ставя задачу поставить нам столько же. Такого правового механизма около чиновника теперь нет и действие этого пункта будит непомерно сложна. Она требует фундаментальной работы и времени и в ближайшее время не может показываться в полной мере резервом для замещения снижения ставок страховых взносов. Она не сможет в полной мере заработать до начала следующего года. Тем не менее, в этом направлении надо работать.
Я усердный задержался на пенсионных вопросах. Дальше соглашаться налоговая система, не буду здесь медленно говорить. Являюсь сторонником нейтральных налоговых систем, то поглощать выступаю напротив сотворения громадного количества льгот при высоких налогах. Поддерживаю работа равных возможностей и установление единых ставок даже для разнообразных отраслей. Исключения могут быть, Но они должны существовать ограничены, должна попадать четко доказана эффективность применения таких изъятий. теперь чрезвычайно дождь изъятий не работает или же они создают искажения.
Всегда был сторонником того, что НДС является стабильным налогом. теперь НДС повышается в ряде стран. С 1 января этого возраст в Великобритании с 17,5 до 20% одномоментно. разом уменьшая акциз на польза на 2% с 1 апреля и с 2015 возраст кроме на 3%, увеличивая нагрузку на НДС как на более стабильный хладнокровный налог. Понятно, что сбор на барыш теперь более мобилен с точки зрения сотворения центров прибыли и её ухода в том числе после оффшоры.
Среди факторов, способствующих модернизации, назову и конкуренцию. Уже страсть о ней говорилось, покровительство государства в капитале и регулировании рынка должно заключаться существенно уменьшено. В этом смысле нам в высшей степени бездна надо сделать. строй бюджета должна таиться максимально подчинена созданию инфраструктуры для бизнеса, а не субсидированию самого бизнеса.
Среди ключевых вопросов — улучшение госуправления. Эффективность самого госуправления почасту является причиной многих проблем. В свое время Маргарет Тетчер в стране, где служащий был самой неуважаемой личностью, пришла к выводу, что нуждаться жить вконец серьезную административную реформу. Более 10 годов проходила эта модернизация и даже сквозь 10 годов почти 20% министерств не были реформированы. Это гигантский и тревожный процесс. Тетчер создала в итоге новую систему управления — уважаемую, эффективную, которая в свою очередь возродила экономику Великобритании.
Важнейшим фактором модернизации является да кредит к Правительству и к его политике. если начальство принимает приговор по налогам, а после год его меняет, если принимает приговор по страховым выплатам, и тогда же его модернизирует, это не создает доверия к политике. деятель обязан вникнуть цели, заявленные Правительством. скрываться уверенным, что если власть ответственно заявило о создании определенных условий, то оно создаст эти условия и будит во что бы то ни стало быть придерживаться заявленных принципов.
Завершая, хочу сказать, что предвыборный промежуток В любое время бесконечно сложен. Вынужден В любое время об этом говорить. В условиях Кагда мы генерируем новые политические задачи, в том числе финансовые обязательства, мы можем нарушить другие наши обязательства, связанные строгим балансом бюджета, строгим правилом использования нефтегазовых доходов. Тем самым, достигнув одних важных целей, мы не достигнем других, более фундаментальных. Например, если мы отойдем от целей снижения инфляции и еще провалимся в этой сфере, то потеряем вера на намного годов вперед. Банки и инвесторы станут затыкать эти риски вперед. Ставку, которая платится зa риск, нуждаться будит снижать после множество лет. неправильность 1 раз на время может создать осторожность надолго.
Спасибо!
Добавить комментарий