Николай Радов: Станет ли Литва спасательным кругом для Белоруссии?
Взаимоотношения посреди Евросоюзом и Белоруссией, прошедшие в своей современной истории не мало этапов (1991-1996 гг. — остановка становления и тесного сотрудничества, 1997-2008 гг. — промежуток ко
Взаимоотношения среди Евросоюзом и Белоруссией, прошедшие в своей современной истории не мало этапов (1991-1996 гг. — остановка становления и тесного сотрудничества, 1997-2008 гг. — промежуток конфронтации и 2008 — декабрь 2010 возраст — попытки ЕС наладить отношения с Минском), в новом году имеют все шансы перейти в степень «холодной войны». некоторый европейские эксперты говорят о том, что приговор о развитии взаимоотношений среди ЕС и РБ будит принято 31 января на совещании глав МИД стран ЕС. при всем том это отнюдь не означает, что белорусский задание до этого времени будит быть на периферии европейской политики, да как раз сказав «А» и пригласив Белоруссию в программу «Восточное партнерство», Брюсселю надо будит говорить и «Б», причем не выставив себя дураком по-этому к будущему совещанию ЕС обязан подойти уже с определенными установками.
Евросоюз в последние не мало недель прибывает в определенной растерянности: месяцы кропотливой работы с официальным Минском находятся под угрозой срыва. Президентские выборы, результаты которых не стали полной неожиданностью для Европы и США, и события, последовавшие вслед зa ними, заставляют ЕС в срочном порядке сочинять новую стратегическую линию своего поведения. Правда, на выше- взгляд, невозможно с полной уверенностью утверждать, что видоизменение с нынешней ситуацией в Белоруссии не рассматривалась в Брюсселе и Вашингтоне заранее. другим образом сложно понять, почему лидеры западных стран выразили только что «сожаления» по поводу событий 19 декабря и заключения под стражу лидеров оппозиции. Не было ни официальных нот протеста, ни широкомасштабной информационной атаки на «последнего диктатора Европы», ни запугивания отказом в будущих кредитах или же чего-либо подобного. Только невнятные намеки на возможное возвращение политических санкций в отношении Лукашенко и его приближенных.
На выше- взгляд, Европа вряд ли ли будит предпринимать важный базар с Минском, требуя освобождения политзаключенных в мена на кредиты, инвестиции и т.п. И вот почему. Даже в промежуток острой конфронтации другой половины 1990-х и начала 2000-х годов, Кагда белорусская сопротивление не знала по каким карманам «распихивать» западноевропейские и американские гранты, Запад не отказывался от экономического сотрудничества с Белоруссией. А быстро теперь, Кагда появилась реальная мочь поучаствовать в приватизационной и инвестиционной дележке страны, ни один человек по-настоящему вздорить с Лукашенко за кучки дискредитировавших себя оппозиционеров не будет. Однако, как говорится, время покажет.
Давайте вернемся к сегодняшней ситуации, сложившейся как в самой Белоруссии, да и около нее. не мало дней обратно официозный Минск, наконец, решился исполнять то, о чем мечтал уже долгое время — 31 декабря МИД Белоруссии распространил заявление, в котором сообщил о закрытии минского офиса ОБСЕ . Стоит напомнить, что Белоруссия стала членом ОБСЕ 30 января 1992 года, а 1 января 2003 возраст в Минске был открыт ее офис. при этом мандат офиса действует в ход возраст и продлевается при согласии белорусского правительства.
Желание уходить с ОБСЕ около белорусских властей возникало уже неоднократно. Так, в сентябре 2009 возраст начальник Администрации президента РБ Владимир Макей заявил, что «белорусская грань вынуждена усердный задуматься над перспективами дальнейшей деятельности офиса ОБСЕ в Минске, тем более что объективных оснований для существования полевого присутствия ОБСЕ в Белоруссии нет». Правда, о ту пору мандат продлили, да как оставалась надежа на новые европейские кредиты и существо из ЕС своеобразного противовеса России в предвыборный год. К тому же, Минск в свете сотворения Таможенного союза и обострения взаимоотношений с Москвой, не желал притуплять направление Назарбаеву , какой в качестве президента Казахстана получил мочь председательствовать в ОБСЕ в 2010 году.
Белорусское заявление, сделанное до нового возраст и практически копировавшее прошлогоднее: «…решение, которое обусловлено отсутствием объективных оснований для сохранения миссии ОБСЕ в Белоруссии» — на нынешний момент дозволительно было бы назвать критическим для правящего режима, если бы не одно «но». пребывание в Белоруссии офиса ОБСЕ на протяжении последних 7 годов практически никоим образом не повлияло ни на ситуацию в стране, ни на известие ЕС к ней. если к этому приплюсовать тот факт, что часто минский офис не только ни за что не проявлял себя, Но и закрывал глаза на некоторые события в стране, то выражать действительно о том, что конец деятельности миссии ОБСЕ в Белоруссии довольно серьезным препятствием на пути Европы к «синеокой», нельзя.
На выше- взгляд, складывающаяся обстановка около Белоруссии с наибольшей выгодой может содержаться использована теперь только двумя европейскими странами — Польшей и Литвой, достоинство которых в олицетворенный момент дозволено испытывать двояко. С одной стороны, являясь членами объединенной Европы, эти две страны участвуют в разыгрываемой Брюсселем игре «Злой полиция (Польша), хороший полиция (Литва)». место Варшавы, которая, если откровенно, не очень ушла от идеи воссоздания Речи Посполитой в рамках 1772 года, представляется своеобразной эссенцией негативного отношения ЕС к режиму Лукашенко. опосля президентских выборов и вечерних событий 19 декабря то есть Польша сделала много самых резких заявлений в сторону официального Минска, которые отличаются от общих и витиеватых заявлений других стран Запада. Так, кроме осуждения польским МИДом «массового избиения и задержания манифестантов на улицах Минска» и призыва в близком будущем освободить задержанных, президент Комитета по иностранным делам Сейма Польши Анджей Халицки стойком заявил, что «мы должны действовать, что бы кончать с террором в Белоруссии». Учитывая тот факт, что Польша является непосредственным соседом Белоруссии, по-видимому, то есть ей и будит предоставлено власть править подобным процессом.
Литва же, наоборот, представляется последние не мало месяцев как наперсник и подручник Лукашенко в деле улучшения его взаимоотношений с Европой. Кажется маловероятным, что глава Литовской республики Даля Грибаускайте абсолютно сам решила становиться для Белоруссии мостиком в Евросоюз из любви к немолодым и усатым мужчинам. Ее заявление, сделанное на встрече с послами стран ЕС в Вильнюсе к тому же в ноябре 2010 возраст о том, что «Лукашенко — это гарант экономической и политической стабильности в Белоруссии, ее независимости» уже в этом случае дозволено было ценить как символ Брюсселя на уговор Евросоюза на четвертый срок, при условии изменения внешнеполитического курса. И сегодня, Вильнюс страшно мягко говорит о неполном соответствии европейским стандартам прошедших выборов, не призывая в открытую ввести какие-либо санкции и оставаясь своеобразной приманкой для Лукашенко.
С иной стороны, и Польша, и Литва преследуют только свои, сугубо личные, интересы, пытаясь водить с Белоруссией определенную игру, в основе которой лежит использование противоречий среди Минском и Брюсселем.
Варшава, которая зa последние годы сделала довольно сила для расширения своего культурного и, в некоторый степени, экономического влияния в западных областях Белоруссии, очень заинтересована в создании в РБ серьезной политической организации польской направленности. при пророссийской политике Лукашенко подобное ход или же политическая брак шанса появится практически не имеют, по-этому сегодняшний коновод Белоруссии абсолютно не устраивает Польшу. за всем тем двигаться визави общей европейской политики в Варшаве едва ли ли когда-то решаться. В такой ситуации, по словам главы польского МИДа Радослава Сикорского , «политика Польши в отношении Белоруссии должна являться не агрессивной, Но эффективной». при этом предлагаются «умные санкции»: возобновить запрещение на въезд в ЕС должностным лицам, причастным к преследованию оппозиции, расширить молодежные и культурные обмены и увеличить финансирование электронных СМИ, вещающих на Белоруссию. И заметьте — никакого разговора о финансировании политической деятельности белорусской оппозиции. лучший походка Варшава уже сделала — с 1 января 2011 возраст решено отменить плату зa обработку и выдачу национальных польских виз для граждан Белоруссии. В своем заявлении пресс-служба МИД Польши отметила, что «это слово солидарности и признательности белорусскому народу, кто 19 декабря послал сильный знак желания демократических изменений. Мы хотим помочь нашим соседям в укреплении европейской идентичности чрез контакты с поляками и другими народами Европейского Союза». Таким образом, события, развернувшиеся на площади около Дома правительства в сутки выборов, практически идеально вписались в польскую стратегию, касающуюся Белоруссии: не дать Минску овладевать поприще Варшавы в европейской структуре сотрудничества с Россией при одновременном усилении своего влияния на «Кресах усходних» (территория западной и частично центральной Белоруссии).
Позиция Литвы несравненно сложнее. С одной стороны, ей соответствовать соотносить свою деятельный с общей позицией Евросоюза много более серьезно, чем той же Польше, экономика которой в меньшей степени зависит от европейских кредитов. С противоположный стороны, непосредственное покровительство в решении белорусского вопроса является, пожалуй, единственной возможностью для Вильнюса летать мой международный престиж. Для этого Литве просто обязательно нужно успевать возвращения офиса ОБСЕ в Белоруссию и заявить о себе, как о главном посреднике посреди Брюсселем и Минском. по-этому Вильнюс, в различие от практически всех стран ЕС, не сделал никаких жестких заявлений, выразив только «сожаление и разочарование».
При решении вышеуказанного вопроса, на выше- взгляд, карта под названием «политические заключенные» не будит ключевой, а ее площадь может овладевать проблема о приеме и транзите венесуэльской нефти по территории Литвы (ведь, несмотря на соглашения в рамках Таможенного союза, «венесуэльский проект» не потерял своей актуальности) и шеренга других вопросов, связанных с энергетической тематикой (строительство АЭС, сжиженный газ и т.п.). Косвенными подтверждениями подобного тезиса могут открываться объявление министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса о начале неформальных консультаций с белорусской стороной о возможном продолжении работы ОБСЕ в РБ и полуофициальный визит 5 января заместителя главы МИД Белоруссии Валерия Воронецкого и посла Белоруссии в Литве Владимира Дражина в резиденцию президента Литвы в Вильнюсе. Несмотря на то, что мета визита не разглашается, дозволительно предположить, что он представляет собой подготовку к началу серьезного переговорного процесса с Литвой и чрез нее с Евросоюзом.
Каждая из сторон уже теперь начала приготовлять почву для переговоров. Например, Грибаускайте заявила о необходимости разбирать Еврокомиссией «предложение об упрощении процедуры выдачи и снижении цены на визы для белорусских граждан» (то снедать т.н. «Шенгенская виза»), при этом и словом не обмолвившись о введении санкций в отношении Лукашенко и других высокопоставленных чиновников. быль подобное приговор вряд ли ли будит принято в ближайшее время, да как Европа, задыхающаяся от переизбытка рабочей силы при наличии бешеной безработицы, вряд ли ли захочет получить кроме 1 ключ восточноевропейских гастарбайтеров. Лукашенко же, со своей стороны, не только сам не высказался о закрытии офиса ОБСЕ, что дает ему данный люфт в действиях, Но и начал небольшими порциями исключать на свободу задержанных оппозиционеров (А. Дмитриев, В. Рымашевский и т.д.), оставив, правда, своих личных врагов на закуску.
Польша и Литва, каждая из которых по-своему претендует на занятие главного игрока на нива битвы зa Белоруссию, на нынешний число могут красоваться использованы не только Брюсселем, Но и самим Минском. все же предугадать в каком русле события будут разгораться дальше довольно сложно, да как, кроме непредсказуемости Лукашенко, до сих пор остается совершенно не выясненным 1 случай — четкая положение России по «белорусскому вопросу». И от того, насколько данная положение будит близка к европейской, и будит подчиняться доля всей Белоруссии в краткосрочной перспективе.
Добавить комментарий