В.В.Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание В«О мерах по развитию энергетического машиностроения в Российской ФедерацииВ

Стенограмма начала совещания:В.В.Путин: хороший день, уважаемые коллеги!Мы незапамятных времен с вами собирались обсудить вопросы, связанные с развитием одной из важнейших отраслей нашей промышленности &nd

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: гуманный день, уважаемые коллеги!

Мы исстари с вами собирались обсудить вопросы, связанные с развитием одной из важнейших отраслей нашей промышленности – с развитием энергетического машиностроения. А по сути всё, что будит ныне говориться, актуально и для только тяжёлого машиностроения.

Сегодняшняя случай инициирована многими из здесь присутствующих, и связано это, безусловно, с необходимостью обсудить перспективы одной из важнейших отраслей экономики России. В ходе сегодняшней дискуссии, я думаю, все заинтересованные лица об этом скажут. Компаниям, которые работают в этой сфере, надо конечно и чётко понимать: каковы их перспективы с точки зрения освоения, как минимум, собственного рынка; каковы объёмы заказов; что денег надо вкладывать в ходе инвестиционного проекта, что бы замечаться уверенным, что эти средства, эти инвестиции будут востребованы, произведённый работа будит реализован, будит получена прибавление и будут созданы условия для развития.  

Сегодняшняя наша случай продиктована и довольно жёсткой конкуренцией на мировых рынках, и необходимостью создать условия для развития собственной промышленности. Обо всё этом поговорим. Я предлагаю, уважаемые коллеги: я сделаю вступительное слово, после Дима Иванович Шматко сделает сообщение, а после давайте бес всяких выступлений просто в свободном режиме, в рамках такой подобный дискуссии поговорим по проблемам, которые всех присутствующих здесь интересуют. Я хочу одновременно отметить, что круг обладает серьёзным потенциалом и, безусловно, хорошими перспективами.

Мы не ненароком собрались то есть здесь, на Невском заводе — здесь отстроена вся технологическая цепочка. И всё это произошло зa последние не мало лет. очень как-то затея находилось вдобавок в довольно плачевном состоянии, а теперь вкушать всё – вся цепочка: от собственного литейного производства до сборки готового оборудования. Созданы хорошие кооперационные связи, в том числе с ведущими мировыми компаниями, целая козни хорошая филиальная создана, в том числе даже в Чечне сделали хорошее дело – откровенный в Грозном.

Работа завода – это доброкачественный первообраз успешного развития, глубокой технологической модернизации производств, эффективного сотрудничества машиностроителей и потребителей продукции. Так, долгосрочные, крупные заказы «Газпрома» позволили предприятию вместе с итальянскими партнёрами реализовать намерение выпуска газовых компрессоров «Ладога» (мы ныне посмотрели это оборудование), причём высота локализации при производстве этого оборудовании достигает уже 80% – весьма пригодный показатель.

Напомню, в начале февраля текущего возраст на совещании здесь же, в Санкт-Петербурге, мы подводили итоги работы ТЭКа в 2010 году, определили задачи на будущее, и они впрямь впечатляют – масштабные задачи. В ближайшие годы Россия по факту довольно одним из крупнейших мировых производителей оборудования и технологий для ТЭКа – турбин, сетевого оборудования, компрессоров, буровых установок и платформ.

Будут вкладываться и серьёзные бюджетные капитал – например, в сфере ЖКХ. Не говоря уже о том, что бюджетные организации сами являются крупнейшими гарантированными потребителями. довольно посмотреть на инвестиционные программы российских энергетиков, нефтяников и газовиков. Я немедленно об этом как раз скажу. Только наши генерирующие компании зa ближайшие три возраст готовы закупить продукции энергомашиностроения на 1 трлн рублей, сетевые компании – на 0,5 трлн рублей. В газовой отрасли компании планируют тратить 600 млрд рублей, в нефтедобывающем секторе – 1 трлн рублей. Это всё извинять нетрудно, получается довольно внушительная количество – 3 трлн 100 млрд рублей. Вот это и теснить основа для модернизации – реальные касса для того, что бы непросто исключать продукцию, а модернизировать производство. Но снова раз хочу подчеркнуть: конечно, нужно, что бы энергомашиностроение понимало, что оборудование, которое производится, будит востребовано на нашем рынке. С подобный стороны, я понимаю и потребителей. Они хотят, что бы около них была мочь закупать самое передовое оборудование.

Гарантированный сбыт в целом обеспечен на внутреннем рынке. Значит, сегодняшние инвестиции в развитие энергетического и тяжёлого в целом машиностроения будут окупаться.

Напомню: до российскими энергетиками поставлены большие, крупные, бес всякого преувеличения, амбициозные задачи – ввести к 2030 году более 170 ГВт новой генерирующей мощности. Отмечу, что только в 2011, текущем, году намечено ввести 6,5 ГВт – это очень возвышенный показатель зa последнее 10 лет.

Одновременно предстоит коренным образом модернизировать сетевое хозяйство, отремонтировать действующие и ввести в уклад новые трансформаторные мощности и линии электропередач. Здесь хочу отдельно подчеркнуть: в ходе модернизации электросетей гордо извлекать самое современное обстановка и современные материалы, которые отвечают нашим природным условиям. Мы должны гнездиться готовы к любым климатическим вызовам – к резким перепадам температур, к да называемым ледяным дождям и да кроме нуждаться исполнять всё, что бы массовых отключений энергопитания, с которыми нам пришлось столкнуться в эту зиму, в будущем не повторялось. Непростая вопрос для наших климатических условий, Но решаемая. надо обеспечить потребителей надёжным и эффективным энергоснабжением. По сути, предстоит обманывать масштабное техническое перевооружение всей российской энергетики. при этом нам обязательно нужно опережающее развитие энергетической инфраструктуры, что бы её отставание не стало быть барьером для роста экономики в целом.

Для стабильности и снижения цен на рынке электричества надо современное оборудование, способное минимизировать издержки и затраты при выработке, транспортировке энергоресурсов и управлении электросетями. Наряду с чисто экономическими факторами, такими как конкуренция, бес этой материальной составляющей не обойтись. Это естественное дело.

Кроме того, нам предстоит осваивать новые нефтегазовые провинции в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, воспитывать на месторождения Ямала, арктического шельфа, заниматься на Каспии и на Чёрном море.

Очевидно, что для успешного развития энергомашиностроения потребуются правильные управленческие решения, серьёзные инвестиции, меры эффективного финансового сопровождения проектов и налоговое стимулирование. потребно посмотреть, какие механизмы здесь могут сработать – налоговые и инвестиционные, налоговые каникулы, льготы для особых экономических зон и соответствующих промышленных кластеров. Нужна и грамотная таможенная политика, которая стимулировала бы развитие производств на территории России и при этом не создавала барьеров для импорта неповторимого зарубежного оборудования и технологий, которые около нас покамест не производятся и которые да нужны потребителям.

Уже говорил сегодня, что около российского энергетического машиностроения питаться опасный потенциал, какой нуждаться эффективно извлекать и наращивать, активнее переходить к разработкам и выпуску техники нового поколения, которое не уступает зарубежным аналогам по ключевым показателям эффективности и экологичности.

У нас уже утверждена Стратегия развития энергетического машиностроения до 2020 года. На что просил бы обратить особое почтение при реализации этой программы. Первое. нуждаться собирать инновационную цепочку в отрасли, создать технологические заделы, подготовить базу для производства новой продукции, причём ресурсы следует распределить самым оптимальным образом. В том случае если это возможно, обязательно нужно закупать, вот как здесь сделано, например, лицензии и технологии с обязательной локализацией производства. И в данном случае, если востребована продукция, не надо сочинять велосипед. Конечно, на этой базе надо отправляться дальше. И если каких-то технологий (а они востребованы) на мировом рынке нет, либо их продажа ограничена до сих пор, к сожалению, по различным политическим соображениям – если эта технология двойного назначения, либо вкушать ожидание кончаться на работа собственного неповторимого продукта с выходом на естественный и на лицевой рынки – конечно, надо вкладывать имущество в разработку. Напомню, капитал и на эти цели есть. как я уже говорил, платёжеспособные спросы, гарантированные спросы – по сути около нас 3,1 трлн рублей.

Вместе с тем прошу Минпромторг подготовить совет по перечню необходимых технологий с детальными выкладками: что полезный закупать, что не нужно, для тово что бы нам пить правильные, своевременные решения в сфере таможенной политики.

Считаю также, что королевство должно поддержать наших производителей на высоко рискованном этапе научных и конструкторских разработок.

Министерство энергетики, Министерство промышленности должны подготовить программу государственного софинансирования расходов на НИОКР, согласовать и, разумеется, проработать сей альтернатива с Минфином – на НИР и НИОКР, которые проводят ведущие российские предприятия энергомашиностроения.

В том числе прошу подумать о возможности выделения специальных грантов на проведение исследований и разработку оборудования и технологий в энергетике.

Есть мысль около наших коллег создать общую единую площадку для науки, энергетиков и машиностроителей с целью отработать новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования на принципах частно-государственного партнёрства, создать некоторый такой единичный центр, кто координировал бы эту деятельность, собирал информацию, помогал отыскать перспективные направления развития. Это существенно снизит расходы на инновационные разработки для отдельных компаний и повысит их эффективность. Я согласен с этими предложениями. Мне кажется, нуждаться продумать.

Перед энергомашиностроителями должны торчать понятные, ясные ориентиры развития. Они должны понимать, какое то есть энергетическое обстановка будит востребовано генерирующими и сетевыми компаниями, на какой величина заказов нуждаться наращивать свои производственные мощности, какая «линейка» продукции потребуется в самом ближайшем будущем, на среднесрочную и более отдалённую перспективу.

Второе. действие энергетического оборудования – процесс хитрый и длительный. Это действие с длительным циклом иногда занимает не мало годов – два, три года, по-этому да гордо основательно отстроить всю цепочку взаимоотношений со смежниками, поставщиками сырья, держать предсказуемую картину по тарифам на железнодорожные перевозки, другие услуги естественных монополий, естественно, на то же электричество, на первичное сырье, газ.

Нужно воспитывать не только систему долгосрочных контрактов посреди энергетическими компаниями и производителями оборудования, Но как следует намереваться над системой долгосрочных контрактов по всей производственной цепочке, завязанной на энергомашиностроение, а это и поставщики топлива, и железорудной, и металлургической продукции. Необоснованный, обидный всплеск в одном из звеньев в итоге ведёт к увеличению стоимости конечной продукции и к снижению конкурентоспособности отрасли. А мы с такими явлениями, к сожалению, время от времени сталкиваемся, и нередко. нуждаться подумать и об экономическом стимулировании заключения долгосрочных контрактов – например, об их страховании.

Обращаю внимание: для машиностроения, для ОПК (отраслей с объективно небольшим уровнем рентабельности) нам принципиально гордо успевать существенного роста эффективности производства, снизить долю расходов, которые приходится править на оплату услуг естественных монополий.

Словом, нужен эффективный баланс цен и тарифов, что бы действия одних участников рынка не приводили к проблемам и не вызывали стагнацию около других.

Третье. необходимо шире пользоваться те возможности, которые даёт помощь и кооперация с ведущими мировыми производителями энергомашиностроения. Тем более что на этом направлении уже осуществляются перспективные существенные проекты. В стадии реализации находятся 16 соглашений о создании совместных сборочных площадок с нашими иностранными партнёрами, иностранными компаниями, между которых такие признанные лидеры энергетического машиностроения, как «Дженерал Электрик», «Хёндай», «Сименс», французский концерн «Альстом». Со всеми налажены хорошие производственные контакты, безгранично добрые партнёрские отношения.

Нашим машиностроителям необходимо активнее учить эксперимент автопрома. после технологическое партнёрство с иностранными инвесторами надо доставать высокой степени локализации производства, делать единую цепочку – от инжиниринговых центров до сервисного обслуживания, а да увеличивать действие наиболее перспективного, востребованного оборудования. В первую очередь это касается газовых турбин огромный мощности. Уверен, что при таком подходе мы сможем не только весь обеспечить свои потребности в современном энергооборудовании, Но и вместе с тем расширить российское бытность на мировом рынке.

Сейчас доля, вы все прекрасно это знаете, российских компаний на глобальном рынке энергетического машиностроения очень мала. Для решения этой задачи гордо советовать конкурентную продукцию, выгодные условия по ее дальнейшему сервисному обслуживанию. И, конечно, нуждаться воспитывать механизмы поддержки российских компаний, которые производят и экспортируют высокотехнологичное оборудование, принимать участие в тендерах на поставку оборудования в другие страны. В том числе следует подумать о том, что бы уступать иностранным заказчикам привлекательные кредиты на покупку российской энергетической техники – так, как это делается в сфере атомного машиностроения. Система отработана, работает эффективно. Она, в конечном итоге, безусловно, выгодна экономике страны. маловато того, что мы загружаем свои предприятия, Но это кроме и гарантированный возврат, в том числе государственных вложений, государственных кредитов – гарантированный абсолютно. Никаких рисков там нет. Созданные предприятия работают на основе этих кредитов, приносят доход.

Кроме того, если мы предоставляем кредиты другим странам под строительство больших энергетических проектов, такие займы должны красоваться «связанными». Но это и да конечно – я уже говорил об этом.

И наконец, последнее. очевидно же, основными заказчиками для отечественного энергомашиностроения должны ходить российские генерирующие и сетевые компании. Однако, как показывает анализ, они иногда занижают реальные потребности в замене оборудования. Другими словами – пытаются минимизировать свои инвестиционные обязательства.

Критериями здесь должны водиться и техническая безопасность, и эффективность. Я прошу Министерство энергетики и Ростехнадзор поработать над этой проблемой, с тем что бы были ясные и понятные правила – когда, что и при каких условиях должно меняться. Сроки должны фигурировать и чёткий забота обязан находиться осуществлён зa этой крайне важной деятельностью, что бы не причинять до крайности и после не работать минимизацией тяжёлых последствий от несвоевременной замены оборудования.

Давайте начнём мена мнениями. Пожалуйста, Дима Иванович (обращаясь к С.И.Шматко) сделает небольшое сообщение, и после я приглашаю всех вас к дискуссии.

С.И.Шматко: почитать Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания! процесс устойчиво опережающего развития электроэнергетической отрасли является, как уже отмечалось, необходимым фактором успешного экономического развития страны. И не мешает отметить, что в настоящее время в развитии отечественного машиностроения, на мнение потребителей, имеется колонна сдерживающих факторов – это технологически и морально устаревший сад оборудования предприятий, барыш поставок импортного основного оборудования для предприятий энергетики, слабое инновационное развитие энергетического машиностроения, в том числе деятельный в области НИОКР. Энергетическая эффективность существующего отечественного машиностроения ниже по сравнению с западными аналогами, что приводит к значительному повышению операционных расходов, а и короткий высота технического, сервисного обслуживания по сравнению с практиками развитых стран.

Владимир Владимирович, Вы уже довольно подробно представили перспективу развития рынка энергомашиностроения с точки зрения наличия платёжеспособного спроса в ближайшее время. Я бы хотел, может быть, добавить, что все такие программы подтверждены долгосрочными – до 2030 возраст – программами развития электроэнергетики, и если мы на эту перспективу посмотрим, то достоинство реализации указанных мероприятий по строительству новых мощностей, по модернизации сетевого комплекса до 2030 возраст по предварительным оценкам может составить уже 20 трлн рублей. Из них в ближайшие 10 годов потребуется вложить в развитие энергетики 11 трлн рублей. Мы бесспорно имеем произведение с уникальной ситуацией для России, для рынка энергомашиностроения. Почему? Потому что если исполнять эти ожидание – эти ожидание непременно нуждаться выполнять, потому что то есть на этом построено и обеспечивается безопасное и надёжное функционирование энергосистемы, – то величина осваиваемых средств в сей промежуток обязан превысить сегодняшние объёмы в 4 раза. Это серьёзные требования и величавый потенциал для развития отрасли.

Я бы хотел отметить некоторые факты. Например, по паровым турбинам загрузка заводов в последнее время составляла 30%, по газовым турбинам загрузка заводов составляла 85%, по котельному оборудованию загрузка заводов составляла порядка 30%. Таким образом, при условии соответствующей модернизации в рассматриваемой перспективе, а да с учётом ежегодного объёма вводов в 4 раза больше, чем это было раньше, отечественное производство, подчеркну, может обеспечить потребности энергокомпаний практически на 100%. при этом следует отметить, что при анализе Минэнерго России объёмов потенциально долгосрочных заказов оборудования были отмечены следующие проблемы, а именно: ожидание энергокомпаний по вводу нового энергетического оборудования, ТЭС, например, существенно расходятся с данными генеральной схемы и программой модернизации электроэнергетики. Я имею в виду то, что около нас однако горизонт планирования много длиннее, а в планах частных энергокомпаний практически отсутствуют перспективные ожидание строительства опосля 2015 года. Мы прекрасно понимаем, о чём соглашаться речь. произведение в том, что связано это с особенностью функционирования электроэнергетики в постреформенный промежуток – генерирующие компании получили гарантированный поручение в виде договоров ДПМа для выполнения своих инвестиционных обязательств. Понятно, как они работают, понятно, как возмещаются инвестиции. И после наступил в некоторый степени ступор. Почему? Потому что в сегодняшней дискуссии по поводу ситуации на рынке электроэнергии и мощности – обстановка связана с ценовыми всплесками. воздействие Правительства на это, я имею в виду всплески на рынке электроэнергии и мощности, внушает, как говорят генераторы, некую неопределённость в части горизонта будущего планирования. Мы исходим из следующего: те цифры, которые ныне были обозначены, и наши ожидание до 2030 года, паки раз подчеркиваю, связаны в первую очередь с обеспечением безопасности, надёжности функционирования энергосистемы страны.

Можете гнездиться на 100% уверены, что вся эта имя и обстановка значительное будут размещены на производстве. просто около нас обязан находиться выбор. Мы в любом случае это будем делать, и надеемся, что отечественные машиностроители проведут соответствующую опережающую модернизацию, для тово что бы после поучаствовать в размещении заказов или же получении заказов на это оборудование. или будут наставать ситуации, Кагда для обеспечения безопасности энергоснабжения мы вынуждены будем в массовом порядке закупать импортное энергетическое оборудование, а этого допустить нельзя. Вот, собственно говоря, видимо, основная парадигма сегодняшнего развития отечественного машиностроения.

Среди основных недостатков отечественных энергоблоков хотел бы отметить следующие вещи. Понятно, что локализация в России даёт нам довольство и доставки, и сервиса в соответствии принятыми в стране нормативными требованиями и стандартами, более низкую достоинство оборудования в части, например, паровых турбин, котлов и да далее.

Ну, и недостатки. около нас глотать неимение собственных разработок по газовым турбинам, низкие показатели эффективности оборудования, посредственный инжиниринг НИОКР, неимение полной линейки оборудования по газовым турбинам, низкое полет монтажных работ на заводе-изготовителе, неразвитая система сервисно-технического обслуживания. Хотелось бы добавить, что признаться сказать в части атомной энергетики, которая является наиболее технологическим сектором энергетического машиностроения, около нас кушать следующие особенности. Эта отрасль…

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Яндекс.Метрика